06.02.2018[interview]

Александр Абдукаримов и его «Дети ночи»

В киевской опере снова премьера. Любимец берлинской публики артист Staatsballett Berlin, хореограф Александр Абдукаримов специально для звезд украинского балета Екатерины Кухар и Александра Стоянова ставит модерновую постановку «Children of the Night» («Дети ночи»). О том, как родилась идея спектакля, о будущем балетного искусства и многом другом Александр Абдукаримов поведал Best People Club в коротком антракте во время напряженной репетиции.

Александр Абдукаримов (35)

Досье

Александр Абдукаримов выпускник академии балета имени А. Вагановой. Затем работал в Михайловском театре Санкт-Петербурга, где всего лишь за год исполнил несколько сольных партий. В Мадриде в компании Виктора Ульяте (Victor Ullate) знакомился с европейской балетной школой, а затем получил приглашение на работу в немецкий Киль. Там он впервые пробует себя в качестве хореографа и создаёт свои первые произведения — одноактные балеты «Сhronos» и «When masks fall». С 2014 года Александр – артист государственного балета Берлина. На Олимп главной сцены Германии он взошёл быстро и ярко, привнеся в академические основы элементы модерна и зрелищности.

Александр Абдукаримов (18)

Дети ночи или испытание чувств

Александр Абдукаримов: Идея пришла ко мне около 4-х лет назад спонтанно- во время прослушивания музыки. Я вдруг осознал, что «Времена года» Антонио Вивальди – это именно времена года, настолько тонко композитор сумел воспроизвести в музыке атмосферу уходящего лета…, передать чувство тревоги, возникающее при внезапной смене настроения в природе. Слушая его «Грозу», не знаю почему, у меня возникла ассоциация с существами, которые появляются во мраке ночи. Вампиры, ликаны… Они обладают сверхсилой и быстрые на столько, что порой невозможно это движение зафиксировать невооруженным глазом. Существа, которые внезапно появляются, внезапно исчезают, натворив много бед. Отталкиваясь от этого, родилась идея того, что подобно их появлению в ночи обнажаются все наши страхи, сомнения. Ночь, на мой взгляд, – это то время, когда происходят разлады, конфликты между людьми, между любящими людьми. Это то время, когда под действием страхов и неуверенности, люди порой совершают необдуманные поступки, ведущие к разладу, ссорам. Поэтому основная сюжетная линия строится вокруг отношений пары влюбленных, которые переживают не лучшие времена. По сути балет о том, как два любящих сердца переживают испытания, испытания чувств. Их одолевают страхи, сомнения, соблазны. Именно сексуальным соблазнам в постановке отводится заметная роль, ведь они, как никакие другие, способны легко разрушить любовь. Смогут ли их чувства выдержать эти испытания и окрепнуть, либо угаснут навсегда? Я бы хотел оставить этот вопрос открытым. Разумеется, по законам жанра в конце истории любовь восторжествует. Уйдет луна — уйдут страхи и порожденные лунным светом демонические существа, в которых на время превратились наши герои. Но этот счастливый конец вовсе не говорит о том, что их чувства снова не будут подвергнуты испытаниям. Мне бы хотелось продолжить эту историю. Думаю, это будет трилогия, в которой одни и те же герои проходят испытания, но уже на другом эмоциональном уровне. Хореография создается специально для замечательной пары Екатерины Кухар и Александра Стоянова. То, что вы видите сейчас в зале – это и есть процесс создания хореографии. Я привык работать с чистого листа, не загружая мозг предварительными построениями. Конечно, я набрасываю в голове некую схему в общих чертах, но все остальное создается непосредственно на площадке в режиме импровизации. На подготовку музыкальной партитуры ушло более двух лет. На самом деле в постановке используется музыка двух композиторов – Антонио Вивальди и Макса Рихтера. Дополнительная проблема – отсутствие Екатерины и Александра. Их партии мы будем ставить во Франции, где они сейчас работают. Ближе к дате премьеры приеду в Киев, чтобы подчистить шероховатости, выстроить световую схему. Надеюсь, все задуманное осуществится и 17 марта, как запланировано, мы подарим киевской публике великолепное зрелище.

Александр Абдукаримов (21)

Мода на балет

Александр Абдукаримов: «Children of the Night» для меня в некотором смысле – дебют. Это моя первая постановка «на пальцах» (пуанты у балерин — прим. Авт.). И мне это очень нравится! Это здорово! Это совершенно другая эстетика у девочек, совершенно другая линия. Этот инструмент с одной стороны не позволяет делать некоторые вещи, с другой несет в себе фантастические возможности. Я думаю, что и дальше буду делать балеты на пуантах. Мне кажется, что балетное искусство в широком смысле мало чем отличается от бокса или футбола. Это ведь зрелище прежде всего. Причем зрелище уникальное, не похожее ни на одно другое. Весь вопрос в том, как сделать этот вид искусства более привлекательным и более доступным широкой аудитории. Думаю, в век высоких технологий это возможно. Именно в использовании их я вижу будущее балета. С помощью световых решений, специальных эффектов, видеотехники, музыки можно создавать фантастические ультрасовременные постановки, востребованные на телевидении, а значит привлекающие больше публики.. Мне, как профессиональному танцору обидно, за людей нашей профессии, которые сначала учатся 10 лет, потом вкалывают как рабы, по сути оставаясь безвестными. Поэтому балет нужно развивать не как искусство, которое потребляет 1% населения, а как популярный вид искусства, сродни кино, модному театру. Не думаю, что можно привлечь внимание к балету за счет эпатажа. Это все уже было: и одевались и раздевались на сцене, и задницы показывали. Возврат к классике – тоже не имеет смысла. Не ставить же «Лебединое озеро»? Его уже поставили давно. Единственный путь балетной хореографии на мой взгляд – делать качественный продукт, в том числе за счет ультрасовременных технологий, способный вовлечь зрителя в эмоциональное сопереживание, происходящему на сцене, заставить его следить за развитием сюжета, трансформациями на сцене. Именно, в популяризации балетного искусства я вижу свою миссию. Вот и соцсети нам в помощь! (Смеется)

Александр Абдукаримов (2)

Хобби

Александр Абдукаримов: Вам удалось посмотреть тизер «Children of the Night»? Это моя работа. Я серьезно увлекаюсь видео. Не профессионально, конечно. Но мне это занятие по душе. Кроме того, как оказалось это хобби еще и дополнительный доход приносит (улыбается).

Александр Абдукаримов (3)

Модный приговор

Александр Абдукаримов: У меня есть любимый предмет гардероба, с которым я уже лет пять не расстаюсь – шуба. Как-то в шутку на вопрос друга «что тебе привезти» ответил – шубу. Каково же было мое удивление, когда он привез мне самую настоящую шубу, извлеченную из бабушкиного сундучка. С тех пор мы вместе (смеется). Если серьезно, предпочитаю классический стиль в одежде. Не ношу розовые штаны, гламурные пиджаки с блестками и т.д. Добротный костюм, хорошая рубашка — этого достаточно, когда нужно в люди выйти. А на досуге, репетициях – ничего необычного – джинсы, майка, толстовка. Достаточно интересно одеваюсь во время работы. Не люблю черный цвет, поэтому в моих костюмах много ярких альтернативных расцветок. Костюмы создает художник, с которым мы тщательно обсуждаем детали, ткани. Кстати, для «Children of the Night» костюмы будут шиться в Киеве. Эскизы уже разработаны. Это будет необычно.

Александр Абдукаримов

Учитель

Александр Абдукаримов: Сложно говорить об учителях в профессии, но для меня сегодня — это Начо Дуато (Nacho Duato). Это как раз тот человек, хореограф, который пригласил меня в Staatsballett Berlin. Конечно, он не является моим учителем фактически, но я учусь у него его примеру, каким-то психологическим моментам, его эстетике, уму, проницательности.

Берлинская стена

Александр Абдукаримов: Я, пожалуй, прирос к Берлину за три с половиной года. Первые два года мне и моей семье было безумно тяжело. Тяжело прежде всего ментально. Думали уезжать. Но потом привыкли. Стали обрастать связями. Какие-то деньги зарабатывать кроме основной работы. В общем срослось. Стена пала.

Александр Абдукаримов

Дар Божий

Александр Абдукаримов: Балетными рождаются, а потом становятся. Есть определенный набор физических данных, которые нельзя изменить, и которые должны у тебя присутствовать. Мне так повезло, что мое тело этими данными обладает. Безусловно, это сыграло решающую роль в моем быстром становлении, как танцовщика.

Гениальное — просто, но не совсем

Александр Абдукаримов: Гениальная вещь, неважно, о чем мы говорим, отражает все тенденции на данном этапе развития. Т.е. в определенное время появляется идея, которая генерирует все существующие вокруг тенденции в энергетический пучок. И он подобно взрыву срывает пелену с глаз окружающих, и все изумленно восклицают: «Гениально! Как же мы до этого не додумались!». Сложно судить о гениальности постановки. Ведь в этом много субъективного. Кто-то скажет — гениально, кто-то – посредственно. Возможно оба будут правы. На мой взгляд гениальная постановка – это набор довольно простых банальных вещей, но сконструированных таким образом, что вокруг них начинает происходить самая настоящая магия притяжения. Гениальность ведь в простоте. Посредственность напротив начинает, надумывать искать какие-то сложные изощренные формы. Как сказал Эйнштейн: «Не пытайтесь все усложнять. Делайте все просто, но не проще».

Александр Абдукаримов — тизер к балету

Фото: Владимир Ануфриев

Comments

[Fashion]

Вистава-дефіле "Розмова птахів" від Караванської

Вистава-дефіле «Розмова птахів» від Караванської

У Львівській національній опері відбулася прем’єра унікального проєкту — вистави-дефіле «Розмова птахів». Його створили одна […]

Tatil Collection by CHER`17

Tatil Collection by CHER`17: світ гармонії та чуттєвості

Український масмаркет бренд CHER’17 презентує нову мініколекцію Tatil, натхненну концепцією quiet luxury. Її особливість у […]

TWICE: ода весняній ніжності та романтиці

TWICE: ода весняній ніжності та романтиці

Всього у двох строфах Леся Українка вмістила палітру емоцій, які ми відчуваємо щовесни: «Стояла я і слухала весну. Весна мені багато […]

[People]

Марина Арістова: авторський open air подкаст "Думка дня"

Марина Арістова: авторський open air подкаст «Думка дня»

Мультиінноватрка Марина Арістова презентувала проєкт — перший open air подкаст «Думка дня», який відкриває справжню […]

KALUSHcollab: новий трек "Останній раз"

KALUSHcollab: новий трек «Останній раз»

Гурт KALUSH продовжує запалювати яскравими фітами з талановитими українськими артистами в рамках рубрики KALUSHcollab, де […]

Андрій Чорновол поділився своїми професійними планами

Андрій Чорновол поділився своїми професійними планами

Нещодавно Андрій Чорновол отримав відзнаку як почесний експерт премії Kids Gravity TOP-100 за розвиток музичної […]

[ShowBiz]

KALUSHcollab: новий трек "Останній раз"

KALUSHcollab: новий трек «Останній раз»

Гурт KALUSH продовжує запалювати яскравими фітами з талановитими українськими артистами в рамках рубрики KALUSHcollab, де […]

Андрій Чорновол поділився своїми професійними планами

Андрій Чорновол поділився своїми професійними планами

Нещодавно Андрій Чорновол отримав відзнаку як почесний експерт премії Kids Gravity TOP-100 за розвиток музичної […]

Міша Крупін презентував кліп на пісню "Пароль"

Міша Крупін презентував кліп на пісню «Пароль»

Співак і музикант Міша Крупін презентував пісню і кліп “Пароль”. Як зазначив артист раніше в описі тизеру […]

[Music]

[Events]

Зустріч ком'юніті "Майстерня сенсів" від WOMO

Зустріч ком’юніті «Майстерня сенсів» від WOMO

27 квітня 2024 року відбудеться знакова подія для всіх, хто хоче долучитися до спільноти Womo, […]

Caribbean Club анонсує події квітня-травня

Caribbean Club анонсує події квітня-травня

Квітень і травень в Caribbean Club буде по-весняному яскравим і натхненним. Гостей чекають вистави-бестселери від […]

V'YAVA відкриває літній сезон в Саду Бажань

V’YAVA відкриває літній сезон в Саду Бажань

27 і 28 квітня в Саду Бажань на ВДНГ оновлений культурний артпростір V’YAVA чекатиме на […]

Scroll Up