13.03.2021[interview]

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Лика Спиваковская – галерист, основатель Spivakovska ART:EGO gallery, куратор и управляющий партнер MANDARIN MAISON art gallery. Сегодня поговорим о том, что спрятано от глаз посетителей выставок в арт-пространствах.

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Лика, мы помним, что ваш путь в искусство был неожиданным и быстрым. Вы оставили рекламный бизнес и стремительно вырвались на киевскую арт-арену. С высоты пройденных лет: было ли это решение оправдано?

Лика Спиваковская: О, более чем! Это случилось около шести лет назад: я решила кардинально свернуть с маркетингового вектора своей жизни, поменять направление деятельности и развития, открыла галерею на Саксаганского. Скажу сразу, я не думала тогда, что это станет делом моей судьбы. Никогда не знаешь, согласитесь. Но уже спустя год деятельности галереи я поняла, что этот мир настолько увлекателен и глубок, что не имеет дна, конца и лимита. Он неисчерпаем, а значит никогда не наскучит. Решившись определиться, я получила дополнительное образование по gallery business в Sotheby’s Institute of art New York. С этого и началось погружение в мир искусства и управления галереей.

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Есть ли разница в менеджменте галерейного пространства и рекламного холдинга, которым вы управляли раньше?

Лика Спиваковская: Еще какая! Разница во всем. Институциональная, структурная, тактическая, механическая. В холдинге у меня работало около 50 человек, была матричная структура, подразделения, начотделов, проектные директора… В галерейных пространствах этого нет. Конечно, можно создать, развить и построить, но в этом нет необходимости. И это – большое облегчение! Имея управленческий опыт там и там, я скажу, что чем меньше звеньев в передаче информации, тем эффективнее и процесс, и результат.

Теперь вы вникаете во все процессы лично?

Лика Спиваковская: Нет, не во все. Сейчас большую часть времени я посвящаю локации в MANDARIN MAISON art: она новая, а все новое требует уделенного внимания. В то же время, галерея Spivakovska ART:EGO на Саксаганского, работает практически автономно. Там я разработала специальные чек-листы: теперь, по ним, даже абсолютно новый человек, может за считанные минуты влиться в рабочий процесс, и я знаю, что все будет работать как швейцарские часы. Туда я приезжаю только на открытия выставок, все остальное работает уже без моего личного участия.

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

То же самое планируете сделать в MANDARIN MAISON art by Spivakovska?

Лика Спиваковская: Пока что нет. Сейчас я наслаждаюсь всем сама (улыбается). Я с удовольствием настраиваю систему, я это люблю. И, что немаловажно, тут, в MANDARIN MAISON art, мое присутствие, — даже не так, моя экспертиза – более важна. Мы собираем публичную коллекцию топового украинского и иностранного искусства, и этот процесс – самое большое творчество для меня сейчас.

Недавно я поняла, кстати, что то, что мы с Олегом Дзюбяком (основатель MANDARIN MAISON, — прим. Ред.) сделали – не имеет аналогов на киевском арт-рынке. Благодаря постоянной экспозиции, которая открыта ежедневно в свободном доступе, мы стали своего рода музеем современного искусства. Зритель может прийти в любой день и увидеть срез актуального мирового и украинского контемпорари. Это ли не круто?

А наши сменные экспозиции – всегда свежие и новые выставки. Кроме того, мы делаем акцент на иностранных художниках. Конечно, пандемия и локдауны, признаюсь, изрядно затруднили реализацию этой стратегии, но в скором времени украинский зритель, я уверена, сможет оценить нашу концепцию сполна.

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Каких иностранных авторов вы планируете выставлять в ближайшее время?

Лика Спиваковская: Начнем с того, что даже в непростой 2020, мы сделали выставку Александра Онищенко, известного чешского автора, основателя Школы живописи на черном полотне в Чехии. Дальше – Тахер Жауи (Тунис/Германия). В мире его работы продаются известными галереями Майями, Нью-Йорка, Берлина, Парижа, здесь его представляем мы. Британский дуэт Ирэна Тон и Рос Кожман – мы представляем в Украине их скульптурное искусство. Скоро, надеюсь, мы презентуем новую серию работ Оксаны Мась, а когда границы откроют, выставим известного итальянского художника. Сейчас, кстати, до 21 марта, у нас потрясающая сборная выставка «Хорды и диагонали. Эквилибриум». Шестнадцать авторов представлены своими работами и объединены одной концепцией. Это – моя небольшая скоротечная гордость (улыбается).

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Почему скоротечная?

Лика Спиваковская: Знаете, выставка – это для меня тоже своего рода предмет искусства. Мы готовим экспозицию намного заранее, чем ее увидит зритель. Сначала, я придумываю концепцию. Это – самое важное. Что мы хотим сказать выставкой, к каким размышлениям хотим побудить зрителя, какие вопросы поднять, какую эмоцию вызвать. Согласитесь, ощущение, с которым выходишь с выставки – всегда, всегда имеет значение. Выйдет ли зритель очарованным – или разочарованным, удрученным – или вдохновленным, уравновешенным – или возбужденным. Эти состояния – тонкая эстетическая и психологическая работа куратора.

Тут речь идет не просто о «красиво ли развешены работы». Правильная экспозиция – это всегда своего рода рассказ, она должна иметь начало, кульминацию и развязку с послевкусием. У правильной выставки всегда есть цель, и эта цель – не просто показать работы. Она может быть разной: заставить чувствовать грусть или радость, облегчение или поражение, думать, размышлять, или, напротив, рассматривать и восхищаться – но эта цель должна быть. И она должна достигаться!

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

А что после концепции? Скажем, вот она придумана, дальше – что?

Лика Спиваковская: Дальше начинается процесс подготовки. Сначала, мы собираем работы. Это – исследовательский труд. Мы ищем авторов, чьи работы отвечают статусу галереи и в чьем арсенале есть подходящие для концепции работы. Они должны либо раскрывать, либо дополнять заявленную тему.

Дальше – логистика. Потом, каждую отобранную работу мы фотографируем специальной киношной техникой, для размещения в каталогах. Затем, мой любимый этап, в компьютере я делаю набросок самой экспозиции, размещая работы по залам. Ну а потом – чисто техническая часть: макеты, полиграфия, описания работ, монтаж, подготовка к открытию и само мероприятие. Но главное начинается дальше, когда ты собираешь отзывы об экспозиции. Это для меня, как для куратора, самый трепетный момент.

Меня, к слову сказать, редко интересуют рецензии экспертов. Мы живем в эпоху постмодернизма, теперь экспертом может стать любой человек, просто отметив в сториз геолокацию и свое впечатление о выставке. Представляете? Это же потрясающе! Обратная связь сиюсекундна, и ты стремительно получаешь оценку проделанной работы.

Лика Спиваковская: Приручить хаос. Как выставки современного искусства меняют сознание

Какая концепция нынешней сборной выставки?

Лика Спиваковская: Эквилибриум — точка равновесия между светом и тенью, между прямым и округленным, между твердым и мягким. Равновесие и гармония обычно ассоциируются с теплым и пастельным, но первые дни весны мы решили посвятить цвету, и именно в нем искать баланс.

Я планировала эту выставку как вспышку эмоций, невероятное зрелище, в котором хочется сделать шаг навстречу будущему. Ведь работы, представленные в экспозиции — это современный взгляд на гармонию. Она может и должна быть насыщена. Современная гармония — это не пустота и тишина, а эмоции и движение.

Яркие, насыщенные, прямые цвета работ Тахера Жауи и Леся Панчишина, сдерживаются пастельным розовым — в работах Глеба Франко и Даши Скорубской-Кандинской. Абстрактные радугемы Александра Клименко выравниваются упорядоченными линиями Анатоля Галицкого. Балансируют и формы: квадратные и круглые полотна придают равновесие геометрии, находя золотую середину между инь и янь.

Скульптурная часть экспозиции не менее интригующая: работы из серии «Баланс» британского дуэта Ирэна Тон и Рос Кожман — в противовес «Метаморфозам» из гнутого металла Михаила Деяка. Скульптурный дуэт женского и мужского в формах Анатолия Ротаря коррелируется с арт-объектами Андрея Савчука: они такие разные, но такие существенно похожие по своему стремлению к балансу.

Диагонали Николая Сологуба уравновешиваются кругами Дмитрия Зазимко.

Воздушная керамика Юрия Мусатова дополняется тонкой бронзой Владимира Цисарика, ювелирным маслом Андрея Аксютова и утонченным барельефом Гари Горяного.

Кстати, залы тоже уравновешены между собой: светлый и воздушный – от энергии инь, монументальный и стабильный – от энергии янь.

Эта выставка – о новой гармонии современного человека! Мы учимся приручать и упорядочивать хаос, систематизировать впечатления и обобщать их в единое информационное облако. Это ли не эквилибриум нынешнего мира?

Звучит интригующе! Выставка в свободном доступе для всех желающих?

Лика Спиваковская: Да. Выставка открыта до 21 марта в MANDARIN MAISON art by Spivakovska (ТЦ Mandarin Plaza, этаж 5, ул. Бассейная, 6), в свободном доступе ежедневно, с 11:00 до 21:00.

Приходите и обязательно напишите вашу рецензию в своих сториз! Ведь именно вы – эксперты, впечатления которых я всегда жду с таким замиранием сердца!

фото: Владимир Ануфриев

 

 

 

 

Comments

[Fashion]

STEFANO LOMPAS: авторський бренд дизайнерського одягу та взуття

STEFANO LOMPAS: авторський бренд дизайнерського одягу

Нова колекція одягу від дизайнерського бренда STEFANO LOMPAS створена для впевнених у собі жінок, які […]

Best Fashion Awards 2021

Best Fashion Awards 2021: переможці

В Національному центрі «Український дім» відбулася дванадцята Церемонія вручення української професійної премії в сфері моди […]

коллекция бренда Eva Lendel

Less is More: коллекция бренда Eva Lendel

Бренд свадебных и вечерних платьев Eva Lendel представил обновленную коллекцию Less is More. Она воплощает […]

[People]

Наталья Гордиенко

Natalia Gordienko: Киев — мой второй дом

Звезда Евровидения 2021 Natalia Gordienko (Наталья Гордиенко) пребывая в Киеве, где снимался клип на ее […]

Наталья Власюк: благотворительность нужно воспитывать

Наталья Власюк: благотворительность нужно воспитывать

Дизайнер бренда Vlasna.Designer Наталья Власюк поддержала фотопроект проект «Дети Детям» и поделилась с создателем Благотворительного […]

Найкращі вихідні: совместный проект FILM.UA Group и Atlas Weekend

Найкращі вихідні: совместный проект FILM.UA Group и Atlas Weekend

Смотрите первый трейлер украинской комедии “Найкращі вихідні” под саундтрек от The HARDKISS, Onuka, alyona alyona […]

[ShowBiz]

VERKA SERDUCHKA: святкова прем’єра Wild Christmas

VERKA SERDUCHKA: святкова прем’єра Wild Christmas

Головна зірка країни VERKA SERDUCHKA презентувала новий трек, який, безсумнівно, стане знаковим хітом прийдешнього новорічного […]

Гурт ТНМК випустив першу частину альбому ВАТРА

Гурт ТНМК випустив першу частину альбому ВАТРА

Після трирічної паузи, гурт ТНМК презентував першу частину восьмої номерної платівки ВАТРА. Під час локдауну […]

Аліна Гросу приголомшила своїм шоу

Аліна Гросу приголомшила своїм шоу

Головна «Троянда» України Аліна Гросу приголомшила своїм шоу, зібрав аншлаг у Палаці «Україна». Ми дуже […]

[Music]

[Events]

Концерт KHMARA: праздник живой музыки

Концерт KHMARA: праздник живой музыки

15 декабря в 19:00 в Октябрьском дворце пройдет концерт KHMARA с новой программой звездного композитора […]

церемония награждения

Cabinet boss TOP 50: красная дорожка

В Киеве в Fairmont Grand Hotel прошла торжественная церемония награждения ежегодной бизнес премии Cabinet Boss […]

Cabinet Boss

Cabinet Boss. TOP-50

В Fairmont Grand Hotel Kyiv відбулася урочиста церемонія нагородження лауреатів щорічної Всеукраїнської бізнес премії Cabinet […]

Scroll Up