12.02.2017[interview]
Кирилл Шарапов: большая импровизация
Найти свой путь в жизни – непросто, еще сложнее найти его в творчестве. Кирилл Шарапов, талантливый музыкант, основатель и руководитель танго-квартета Kiev Tango Project, нашел источник вдохновения на другом конце света — в далекой Аргентине.
Откровение «Великого Астора»
Кирилл Шарапов: Все началось с одной из радиопередач Алексея Когана о музыке Астора Пьяццоллы, и было это в конце 90-х. В то время этот самобытный аргентинский музыкант и композитор был практически неизвестен в Украине. Если он и звучал где-то вживую, то это были ужасные переложения или аранжировки, но в оригинале (скрипка, бандонеон, фортепиано, контрабас) — никогда. Впрочем, как музыкальное направление аргентинское танго меня мало интересовало. Я благополучно пребывал в плену шаблонного стереотипа – полуресторанная музыка, маршеобразный ритм, страстные па с розой в зубах и т.п. Музыка Астора Пьяццоллы кардинально отличалась от классического аргентинского танго в нашем понимании: оставив суть танго, соединив его с джазом и классикой, он создал совершенно новый стиль высокой музыки.
Впервые в Киеве «Великий Астор», как называют его в Аргентине, прозвучал с филармонической сцены в 1997 году, когда Гидон Кремер со своим оркестром «Кремерата-Балтика» исполнил «Времена года» знаменитого аргентинца. Произведения Пьяццоллы настолько захватили меня своей необычностью, оригинальностью, страстью и глубиной, что я немедленно побежал покупать все его альбомы, которые удалось найти на тот момент. Именно тогда в моей душе поселилась мечта о таком же танго-квартете. Долгие годы идея создать свой танго-оркестр так и оставалась мечтой, а мы занимались привычными делами — концертами, поездками, образованием.
Но часто жизнь сама принимает решения за нас. В 2011 юбилейном году, когда отмечалось 90-летие со дня рождения Астора Пьяццоллы, возникла потребность в создании оригинального квартета для серии концертов. Именно эту идею я и озвучил замечательной пианистке Татьяне Павличук-Тышкевич, с которой мы выступали в классическом дуэте. С контрабасистом Дмитрием Третяком я был знаком очень давно, он — один из лучших в стране. Очень непросто было найти аккордеониста в огромном многообразии предложений. Татьяне пришлось потрудиться, прежде чем остановить свой выбор на Сергее Курдицком, талантливом, профессиональном музыканте с хорошей репутацией.
Через месяц репетиций мы начали давать первые концерты, после которых пришло осознание того, что этот разовый проект может стать большой и увлекательной работой на долгие годы.
25-го марта виртуоз-оркестр Kiev Tango Project представляет программу «Тангомания» в Caribbean Club Concert Hall. Ведущий концерта Алексей Коган. Будем рады встрече!
Позже, познакомившись с прекрасными танцорами, мы открыли для себя многообразный и глубинный мир танго-музыки. И далее, совершенствуя свое мастерство, расширяя репертуар, мы столкнулись с тем, что без покупки бандонеона, сердца любого танго-квартета, выйти на профессиональный уровень невозможно. Бандонеон и аккордеон абсолютно разные инструменты, хотя из одного семейства. У бандонеона очень интересная судьба и история. Это инструмент, что называется с «двойным дном». В нем в единстве и противоречии сосуществуют черное и белое, как инь и янь. Бандонеон был изобретен в Германии в середине 19 века, как малый переносной орган с исключительно церковным назначением, а свою славу в качестве главного инструмента аргентинского танго снискал, попав с иммигрантами в притоны Буэнос-Айреса. Немцы в шутку называют его самым нелогичным изобретением Германии (научиться играть на бандонеоне крайне сложно, так как кнопки с нотами не имеют четкой логики и правильной последовательности). Почему именно бандонеон прижился в танго? Скорее всего из-за специфического тембра, в котором есть все самое главное для танго — одиночество, страсть, гротеск, ностальгия. Кроме того, бандонеон умеет в прямом смысле дышать и вздыхать. В 2016-м нашему бандонеону исполнилось 80 лет. Он самый старший артист нашего квартета 1936 года рождения (с улыбкой).
My Way
Кирилл Шарапов: Думаю, 4-5-летний ребенок мало что может осознанно выбирать. Мои занятия музыкой были исключительно родительским выбором, но, видимо, я давал определенные предпосылки для этого. Рассказывали, что еще сидя в коляске, я поднимал указательный палец вверх за 15 мин до того, как звук пролетающего самолета слышали другие. Наверное, наследственность сыграла свою роль: мой отец был скрипачом в Национальной Опере Украины, а мама – профессиональный журналист с медицинским образованием.
В детстве я не любил играть на скрипке (а кто любил?), когда столько интересного вокруг. Меня часто доставали шваброй из-под кровати, в буквальном смысле заставляя играть гаммы и упражнения. Переломный момент наступил в 11 лет, когда я начал готовиться к своему первому конкурсу. Это было большим стимулом и вызовом. Я научился правильно заниматься музыкой, получая большое удовольствие от процесса. Тем не менее, все так же не люблю свои ежедневные экзерсисы, но это уже осознанная, жизненная необходимость. Как говорится, нужно уметь себя заставить… Все музыканты становятся рабами своего инструмента.
Вторая семья или правила игры
Кирилл Шарапов: В Kiev Tango Project мы хорошие друзья, почти семья. Все вопросы стараемся решать коллегиально, но вопросы музыки — за мной, как на репетициях, так и на концертах стараюсь задать темп, дать больше энергии, повести за собой, ставить условия игры. Это всегда очень интересный творческий процесс.
Нас можно описать так: контрабас — ноги танго, рояль-тело, скрипка — голова и бандонеон — сердце. Часто эти понятия меняются местами, и в этом есть большой кайф импровизации, эксперимента. Перед концертами мы всегда обнимаемся и складываем вместе руки, символически делясь энергией, чтобы потом делиться ею со зрителем. Люди везде очень похожи, будь то в Европе или Азии, всем нравятся искренность, профессионализм и энергия, которая исходит от музыканта. Важно любить свое дело, радоваться этому и делиться с публикой, что мы и стараемся делать. Не имеет значения, в каком настроении ты находился до концерта, какие у тебя проблемы, подготовлен ты или нет. Это никому не интересно. Люди купили билет и пришли, чтобы получить яркие эмоции, хорошее настроение. Алексей Коган, частый ведущий наших концертов, своим голосом и увлекательными историями великолепно дополняя то, что мы играем на сцене, заставляет слушателя в полной мере прочувствовать дух нашей музыки. А после концерта у меня бывает немного свободного времени, которое я могу потратить на себя, прогуливаясь городскими улицами с камерой в руках, или в хорошей компании за бильярдным столом. Иногда тороплюсь вернуться к чтению любимых книг — Кортасара, Набокова, Гессе, Гофмана, Бальзака. А что касается денег — предпочитаю их тратить на эмоции и путешествия.
«Historia de un amor» или «все любят танго»
Кирилл Шарапов: С приятным удивлением для себя мы узнали, что Надежда Мейхер активно берет уроки танго. Идею музыкального проекта «Historia de un amor» Надежда вынашивала несколько лет, а влюбившись в танго, открыла для себя и Kiev Tango Project. Мы встретились накануне Нового года и получили от нее предложение сделать совместный музыкальный спектакль. Это такая история по мотивам танго, в духе танго. Публика, которая была на концертах, с удовольствием восприняла новое творческое воплощение Надежды Мейхер. Она блеснула сразу в нескольких и весьма неожиданных для многих зрителей амплуа: кроме пения, проникновенно читала стихи в тему и танцевала аргентинское танго с настоящим тангеро, который прилетел на концерты прямо из Буэнос-Айреса. Мне кажется, у этого музыкального спектакля есть все основания стать успешным проектом, выйдя за рамки «блюда для гурманов». Думаю, многие девушки, да и парни тоже, посетившие «Historia de un amor» и горячо аплодировавшие нам в Запорожье, Харькове, и Днепре, точно захотят научиться танцевать аргентинское танго. А мы мечтаем выступить на родине танго. Думаю, каждый уважающий себя танго-оркестр должен обязательно сыграть концерты в Аргентине. Во-первых, престижно для нас, а во-вторых, нам самим интересно узнать, как воспримет публика аргентинское танго в исполнении украинских музыкантов.
Беседовал Владимир Ануфриев
TAGS:
Кирилл Шарапов Kiev Tango Project Тангомания Надежда Мейхер
[Best People Talk]
[Music]
[Events]
У ритмі вересневих подій Caribbean Club
Caribbean Club у вересні представляє гостям захопливу програму: події для дорослих від театру «Чорний квадрат» […]
Новий сезон проєкту Холостяк стартує на СТБ
Телеканал СТБ анонсує новий сезон проєкту «Холостяк» відеороликом у стилі роуд-муві, в якому головний герой […]
Один на Один: танцювальна вистава про життєві вибори
14 вересня в Палаці культури КПІ ім. Ігоря Сікорського відбудеться танцювальна вистава «Один на Один». […]
Comments